Джордж Александр Келли, единственный ребенок в семье,
родился 28 апреля 1905 года на ферме близ небольшого городка Перт, штат Канзас, распложенного южнее
Вичиты. Отец и мать Келли были хорошо образованными людьми, чьи познания об
окружающем мире выходили далеко за рамки их провинциальной жизни. Его
мать, родившаяся на (острове) Барбадос в Западной Индии, была дочерью капитана
морского судна — искателя приключений, неоднократно перебиравшегося со своей
семьей в разные уголки света. Отец Келли прошел подготовку пресвитерианского
проповедника, но после женитьбы оставил свою миссию и поселился на ферме в
Канзасе.
Начальное образование Келли представляло собой сочетание
школьных занятий и домашнего обучения в периоды, когда поблизости не было
работающей школы. С 13 лет Келли большую часть времени жил вдали от дома,
сменив четыре школы, ни в одной из которых он так и не получил аттестата об
окончании. В 1925 году, после трех лет, проведенных в Университете Френдс, его переводят в
Парк Колледж в Парквилле, штат Миссури, где он
получает степень бакалавра. Келли решил специализироваться по физике и
математике, что предполагало карьеру инженера. Однако в этот период Келли
страстно увлекся социальными вопросами и записался на программу,
ориентированную на получение докторской степени по психологии образования при
Университете штата Канзас. В 1927 году, еще до защиты диссертации, он начал
искать работу в качестве преподавателя психологии.
Не найдя ни одной вакансии, он переехал в Миннеаполис, где
нашел три места в вечерних школах: одно — при Американской ассоциации Банкиров,
другое — класс ораторского мастерства для менеджеров, а третье — класс
американизации для лиц, готовящихся получить гражданство США. На дневное время
он записался на программы по социологии и биометрике при Университете
Миннесоты, но оказавшись не в состоянии оплатить обучение, был вынужден
оставить занятия. Несмотря на это, в возрасте 22 лет ему все же удалось
защитить докторскую диссертацию по теме «Тысяча рабочих и их свободное время».
Зимой 1927—1928 года он наконец находит место учителя психологии и ораторского
мастерства, а также руководителя драматического кружка при Шелдонском юношеском
колледже в городе Шелдон, штат Айова. В 1929 году Келли подает заявку на
участие в программе международного обмена и получает право стажироваться в
Эдинбургском университете. В Шотландии он завершает программу на получение
степени бакалавра в сфере образования, защитив диссертацию по теме
прогнозирования успеха кандидатов на должности преподавателя. По возвращении в
США Келли записывается на свою первую программу по психологии при Университете
штата Айова. Спустя девять месяцев он получает степень доктора философии.
Через два дня после защиты состоялась свадьба Келли с Глэдис
Томпсон. Келли удалось получить должность ассистента профессора психологии при
Университете Форт Хэй, штат Канзас,
где он провел следующие 12 месяцев.
Первые публикации Келли были посвящены преимущественно
практическим приложениям психологии к системе школьного образования и лечению
различных групп клинических пациентов. Его крайне волновал вопрос практического
использования психологических знаний. Опыт преподавания психологии и
ораторского искусства, а также руководителя драматического кружка заставил
Келли усомниться в правомерности использования фрейдистских интерпретаций, и
показал ему, что существует немало других правдоподобных интерпретаций, которые
могут быть с равным успехом применены в этих сферах деятельности. Поняв это,
Келли начинает свои эксперименты, посвященные терапевтическому использованию
ролевых игр. В этот период он пишет неопубликованный учебник по психологии,
«Понятная психология», а
позднее — «Руководство по клинической практике»; работа над этими книгами способствовала формированию его концепции
психологии действия.
Когда мир начал готовиться к войне, Келли был назначен
руководителем университетской программы подготовки летчиков, учрежденной
Министерством гражданской авиации. Келли даже сам проходил
летную подготовку по собственной программе. В 1943 году он был командирован в
резервные Военно-Морские Силы США и служил в Вашингтоне, округ Коламбия, при
Бюро медицины и хирургии.
После войны Келли занял должность адъюнкта-профессора при Университете штата
Мерилэнд. На следующий год он был назначен на должность профессора и директора
клинической психологии при Университете штата Огайо в Коламбусе. Он продолжал занимать эту
должность в течение двадцати лет и, находясь в этой должности, опубликовал свои
основные работы.
В возрасте 50 лет Келли опубликовал свой основной двухтомный
труд — «Психология личностных конструктов, том 1. Теория личности» и
«Психология личностных конструктов, том 2. Клинический диагноз и психотерапия». Свое свободное время он посвящал
бесплатному приему клиентов, написанию теоретических работ, рассылке по всему
миру заказных статей, объясняющих и развивающих его теорию, а также разработке
профессиональных приложений клинической психологии. Келли выполнял функции
президента отделений клинической психологии и психологического консультирования
при Американской психологической ассоциации, также президента Американской
палаты экзаменаторов в области профессиональной психологии. В
1965 году он занял должность при Университете Брандэйс, однако в начале
марта лег в больницу для прохождения достаточно стандартной операции.
Неожиданно он получил осложнение и вскоре скончался.
|