Эрик Эриксон — пожалуй, самый читаемый и влиятельный теоретик постфрейдизма. Его книги расходятся тиражами в сотни тысяч экземпляров. Фотографии Эриксона появлялись на обложках таких журналов, как «Ньюсуик» и «Нью-Йорк таймc мэгезин». Книга о Махатме Ганди (1969) получила Пулитцеровскую премию и была удостоена Национальной книжной премии США.
Эрик Эриксон расширил понимание психоанализа, изучив методы воспитания детей в разных культурах, создавая психологические биографии выдающихся мужчин и женщин и анализируя взаимодействие психологического и социального развития. Теория Эриксона о периодах развития эго серьезно повлияла на психологию и смежные области научного знания. Он является и основателем современной психоистории.
История происхождения Эрика Эриксона (Erik Erikson) довольно темна. Он
родился 15 июня 1902 года. Его мать, датская еврейка, уже будучи беременной,
уехала из Дании в Германию и там вышла замуж за немецкого еврея — доктора
Хомбургера. Несмотря на датские корни, Эриксон считал себя немцем. Однако
немецкие сверстники отвергали его за то, что он был евреем, а еврейские
приятели называли гоем (не евреем) из-за белокурых волос и арийской внешности.
Настоящая фамилия Эриксона — Хомбургер. Под фамилией
Хомбургер были опубликованы его первые работы. Позднее он стал подписываться
Эрик Хомбургер Эриксон и в конце концов остановился на Эрике Эриксоне
(дословно, Эриксон — сын Эрика), хотя Эриксон — это не фамилия его родного
отца. Датчанин по происхождению, с немецким образованием, он по своей воле стал
американцем. Рожденный евреем, Эриксон женился на христианке и принял
христианство.
Формальное академическое образование Эриксона продолжалось
до 18 лет, когда он окончил классическую гимназию. В гимназии Эриксон изучал латынь,
греческий язык, античную и немецкую литературу и древнюю историю. Он не был
очень прилежным учеником. После окончания гимназии Эриксон отправился в
путешествие по Европе. Как и многие молодые люди того поколения, он пытался
«найти себя». После года странствий Эриксон возвращается и поступает в
художественную школу. Изучает живопись в Мюнхене, а затем отправляется во
Флоренцию. Жизнь художника вполне подходила для молодого человека, не желавшего
остепениться. Она давала ему свободу и время для самопознания.
Эриксон возвращается домой в возрасте 25 лет, намереваясь
жить оседло и преподавать живопись. Его приглашают в Вену учить детей, родители
которых проходят курс психоанализа. Эриксон преподавал живопись, историю и
другие предметы. Ему была предоставлена возможность создать собственную
образовательную программу.
Общество людей, занимавшихся психоанализом, в 20-е годы было
достаточно неофициальным. Аналитики, пациенты, их семьи и друзья собирались
вместе на пикники и светские вечеринки. Во время таких встреч Эриксон
познакомился с Анной Фрейд и другими выдающимися психоаналитиками. Эриксон
прошел негласный отбор и был признан подходящим кандидатом для обучения
психоанализу. В 1927 году Эриксон начал проходить ежедневные психоаналитические
сеансы с Анной Фрейд в доме ее отца.
Эриксон сомневался, сможет ли художник стать
психоаналитиком, однако Анна Фрейд убедила его в том, что психоанализ
понадобится людям, помогающим остальным видеть. Большую часть своей длинной и
плодотворной карьеры Эриксон старался следовать этому принципу — как художник,
он создавал утонченные зарисовки новых концепций и перспектив. «Способность
удивляться является одной из дисциплин клинициста».
Эриксон изучил и систему Монтессори и стал вторым человеком,
прошедшим обучение в Ассоциации учителей Монтессори. Его интерес к игровой
терапии и психоанализу детей зародился во многом благодаря постоянной
преподавательской деятельности и под влиянием Монтессори.
В 1929 году в венском замке на маскараде Марди Грас Эриксон
встретил молодую женщину Джоан Серсон и почти сразу же влюбился в нее.
Несколько месяцев спустя они поженились. У молодоженов были схожие интересы.
Джоан преподавала современный танец, получила степени бакалавра педагогики и
магистра социологии, давно занималась психоанализом с одним из первых учеников
Фрейда.
Эриксон закончил обучение психоанализу в 1933 году и стал
полноправным членом Венского психоаналитического общества. Из-за
распространения фашизма в Европе Эриксон, как и многие другие психоаналитики,
решил эмигрировать в Америку. Канадско-американское происхождение его жены
позволило ему легко сделать это. Эриксоны поселились в Бостоне, где Эриксон
стал первым в городе детским психоаналитиком. Ему предложили место в
Гарвардской медицинской школе и в престижной Центральной больнице Массачусетса.
Кроме того, он начал заниматься частной практикой и сотрудничать с Гарвардской
психологической клиникой, которой руководил Генри Мюррей. В те годы Эриксон
общался с такими блестящими и влиятельными мыслителями, как Мюррей, антропологи
Рут Бенедикт и Маргарет Мид, социальный психолог Курт Левин.
В 1936 году Эриксон получил место в Йельской медицинской
школе и, работая там, отправился в свою первую антропологическую экспедицию в
Южную Дакоту — наблюдать за детьми индейского племени сиу. В его работе,
посвященной сиу, сочетаются культурная многогранность антропологического
полевого исследования и дальновидность первоклассного клинициста. В племени сиу
Эриксон обнаружил новый феномен. Он обратил внимание на такие психологические
симптомы, как отсутствие ясного образа себя и собственной личности, связанное с
ощущением потери культурной традиции. Схожие симптомы Эриксон позднее обнаружит
у ветеранов Второй мировой войны, перенесших тяжелое эмоциональное потрясение.
В 1939 году Эриксоны переехали в Калифорнию и прожили десять
лет в Сан-Франциско. Эриксон продолжил аналитическую работу с детьми и
руководил исследовательскими проектами в Калифорнийском университете Беркли.
В 1950 году вышла в свет известная книга Эриксона «Детство
и общество». В ней сформулированы и изложены практически все основные
эриксоновские идеи: концепция личности, жизненного цикла; дается сравнение
разных культур и вводится понятие психобиографии. Книга «Детство и общество» переведена
на десятки языков и используется в качестве учебника для студентов и аспирантов
в курсе психологии, в психиатрических учебных центрах и на психологических
курсах.
В том же году Эриксон покидает Беркли из-за того, что не
желает подписывать предложенную маккартистами присягу. Как и многие либеральные
ученые, Эриксон отказался ставить свою подпись, потому что считал происходящее
охотой на коммунистических ведьм и свидетельством охватившей общество паранойи.
Эриксоны возвращаются в Массачусетс в центр Остина Риггса, ведущий институт
обучения и исследования психоанализа. Там Эриксон изучает биографию Мартина
Лютера и пишет книгу «Молодой человек Лютер» (1958), которая представляет
собой удивительное сочетание психоанализа, биографического и исторического
исследования. Эта книга вызвала большой интерес у психоаналитиков, психологов,
историков и ученых других социальных дисциплин.
В 1960 году Эриксон становится профессором в Гарварде. Двумя
годами позже он отправляется в Индию и встречается там со многими индусами,
лично знавшими Ганди и по-разному относившимися к его первому мирному протесту
в Индии. Личность Ганди, духовного и политического революционера, глубоко
заинтересовала Эриксона. Ганди удалось трансформировать негативное индийское
бессилие в эффективно действующую политическую технологию. В 1969 году Эриксон
опубликовал работу о Ганди.
В 1975 году, после ухода в отставку, Эриксон с женой
возвращается из Гарварда в Сан-Франциско. Их последние работы и исследования,
продолжавшиеся вплоть до его смерти в 1994 году, посвящены главным образом
старости и последней стадии жизненного цикла.
|