Образ жизни йога хорошо известен на Западе. Подразумевается,
что йог ведет аскетическую жизнь, отказываясь от всего, принимая целибат и
бедность, «отвергая» внешний мир во имя служения йоге. В Индии принят другой
образец идеального духовного развития, включающий службу в миру и
ответственность, а также практику духовной дисциплины.
В Ведах рассказывается о различных типах аскетов и мудрецов.
Аскеты, занимающиеся самоограничением и практикой йоги, — предшественники
современных странствующих йогов в Индии. Древние «риши», или мудрецы, придавали
особое значение жертвоприношениям и гимнам, которые составляли важную часть
индийского социального порядка.
Классическая идеальная жизнь индийского мудреца делится на
четыре стадии: ученик, глава семьи,
обитатель леса и аскет. Согласно традиционной индийской концепции, каждая стадия продолжается 25
лет, а весь цикл человеческой жизни должен нормально охватывать более 100 лет,
как это и было в древности.
В индийской литературе повторяется мысль о том, что человек
для достижения самореализации должен пройти все четыре стадии. В каждой стадии
есть свои задачи, каждая преподает урок и опыт.
На первой стадии человек ведет образ жизни ученика. Он живет в семье учителя. Кроме профессиональных навыков и умений,
традиционное индийское образование направлено на формирование характера с
помощью эмоциональной и духовной дисциплины. Цель ученика — стать зрелой личностью, подготовленной к тому, чтобы
вести гармоничную продуктивную жизнь и не быть рабом своего настроения,
привычек и влечений.
После завершения этой стадии ученик возвращается домой и,
женившись, становится главой семьи.
Обязанности главы семьи состоят в ведении семейного бизнеса и выращивании
потомства. Глава семьи ищет удовлетворение в семейных удовольствиях, в
достижении профессиональных успехов, в служении обществу как активный и
ответственный гражданин. Так как характер образцового индуса закалился на
первой стадии, он или она теперь в состоянии себя контролировать и вести
умеренный образ жизни. Он или она обуздали сексуальные желания, стремления к
славе и богатству и довольствуются скромными радостями и обязанностями семейной
жизни.
«Если ты побежишь за миром, мир будет ускользать от тебя.
Если ты побежишь от мира прочь, он устремится за тобой» Hari Dass.
Третья фаза жизни — обитатель
леса. Человек постепенно
удаляется от семьи и отходит от профессиональной деятельности. Когда муж и жена
подходят к возрасту старше 50 лет, их дети вырастают и становятся достаточно
самостоятельными, чтобы выполнять свои семейные обязанности. Пожилая пара
удаляется в небольшой уединенный дом в лесу или остается жить в семейном
жилище, сложив с себя дела и семейные обязанности. Старики общаются с остальной
семьей, помогают советом детям, если те в них нуждаются.
Последняя четверть века посвящена четвертой фазе — отказу. Переход в нее отмечается ритуалом, напоминающим похороны. Человек
считается официально мертвым, он свободен от всех социальных обязательств и
личных уз, может свободно заниматься реализацией своего «я», не ограничиваясь
требованиями и условностями внешнего мира.
Черты духовного развития варьируются в разных видах йоги.
Так, в карма-йоге на первом месте стоят самодисциплина, сила воли и
самоотверженное служение. В бхакти-йоге главной считается любовь к богу. В
джнана-йоге духовный рост — прежде всего развитие способности различать и
занятия самоанализом. В других школах йоги духовный рост подразумевает
способность медитировать, отвлекаться от внешнего мира и мира чувств и сосредоточиваться
на «z» или духе.
В основании отдельных видов йоги заложены четкие
фундаментальные принципы. Путь йоги — это процесс отказа сознания от
взаимодействия с внешним миром и возвращение его к источнику «я». Приверженец
карма-йоги стремится осознавать свои поступки, однако его не привлекает сам
поступок или его последствия. Бхакти-йога пытается поддерживать состояние любви
и преданности одному человеку или изображению, символизирующему дух, или «я».
Джнана-йога видит поиск «я» в том, чтобы возвратить сознание к истокам мысли и
отвергнуть все не-«я».
Рамакришна, великий йог, писал:
«Секрет йоги в том, что единение с богом (йога) не может
произойти, если сознание не станет абсолютно спокойным, каким бы «путем» вы не
следовали к божественной реализации. Сознание всегда подвластно йогу, а не йог
— сознанию».
«Поистине, кто видит всех существ в Атмане,
И Атмана — во всех существах, тот больше не страшится» Иша
Упанишада.
Как мы уже упоминали, «йога» буквально означает
«соединение», объединение с «я», или просветление. В классическом комментарии
Вьясы к йога-сутрам Патанджали утверждается, что йога и есть просветление. Все
техники и учения йоги объединяет одна цель — просветление и самореализация.
Патанджали перечисляет пять видов страданий или их причин: незнание, эгоизм, желание, отвращение и
страх (Yoga Sutras).
С помощью техники йоги страдания постепенно ослабляются,
благотворно воздействуют аскеза и самоконтроль, изучение священной литературы и
служение. Йог постепенно усиливает подсознательные тенденции, которые
противятся страданиям и ослабляют их влияние. Страдания могут быть двух видов —
грубые и утонченные. Волны сознания — грубая форма страданий (волны страха,
желаний и так далее). Более утонченные формы страданий — это подсознательные
тенденции (страха, желания и так далее), которые сохраняются в сознании до
достижения состояния просветления.
Незнание
Незнание является
главным препятствием духовного роста. В основе любого страдания — незнание нашей
подлинной идентичности. «Незнание — причина, все остальное — последствия...
Незнание — думать о преходящем и непреходящем, о чистом и нечистом, о
болезненном и приятном, о «я» и не-«я» (Yoga Sutras, II:
4-5).
Сознание проецируется вовне от «я» с такой силой, что крайне
трудно направить его обратно к источнику. Интерес к внешнему миру и
деятельность органов чувств мешают самоосознанию. Незнание ошибочно принимает
последствия за причину; так, приписывая миру качества и атрибуты «я»,
рассматривая мир как источник опыта, сознание не замечает себя самого как
первопричину.
Эгоизм
Эгоизм — плод
идентификации «я» с телом и мыслями. «Эгоизм есть идентификация смотрящего со
способностью глаза видеть» (Yoga Sutras,
II: 6). Идентификация с
телом приводит к ощущениям страха, желания и ограниченности, а идентификация с
мыслями ведет к беспокойству и повышенной эмоциональности.
Желание и отвращение
Патанджали дает простое и изящное определение желания и отвращения: «Желание —
это страстное стремление к удовольствию. Отвращение человек испытывает, когда
отшатывается от боли» (Yoga Sutras,
II: 7-8). Страдания
связывают человека с меняющимся и колеблющимся внешним миром, из-за них человек
не в состоянии обрести покой внутри себя. Йога помогает человеку преодолевать
сильную чувствительность к боли, удовольствию, успеху, неудаче и другим
изменениям внешнего мира. Йог хочет обрести свободу от внешнего мира и его
давления, он учится контролировать физические, ментальные и эмоциональные
реакции, а не поддаваться им.
«Удовлетворение чувственных желаний не может вас
удовлетворить, так как вы сами не являетесь вашими чувствами. Они всего лишь
ваши слуги, а не ваше «я»» Yogananda.
За желанием или отвращением возникает привязанность к предмету, который увеличивает удовольствие или
снижает боль. Привязанность возникает от ощущения того, что мы должны сделать
что-то ради нашего удовольствия или удовлетворения. Однако отрицание
привязанности не означает, что йога — это негативное и безрадостное
самоограничение. Идея непривязанности подразумевает
получение удовольствия от того, что имеешь, и вместе с тем готовность
отказаться от этого без чувства потери или сожаления.
Молодой ученик, осваивающий йогу, пришел в ужас, когда
увидел, как его уважаемый гуру с наслаждением ест экзотические фрукты и орехи.
Казалось, его учитель был поглощен едой, а не равнодушно ел ради удовлетворения
чувства голода. Гуру объяснил юноше, что независимость не означает отказа от
хорошей пищи и других удовольствий; наоборот, надо получать удовольствие, пока
оно есть, и не сожалеть, когда оно недоступно. Тот, кто овладел независимостью,
наслаждается настоящим, не пытаясь его изменить в стремлении получить больше
удовольствия или снизить боль.
Страх
Страх есть пятый
вид страдания. «Страх и ужас перед смертью затаился даже в душах обучившихся» (Yoga Sutras, II:9). В своем комментарии к йога-сутрам
Пурохит пишет: «Страх смерти присутствует в душе, а желание и отвращение — это
результат прошлого опыта; страх смерти происходит от умирания в прошлой жизни»
(1938, р. 48). Страх возникает, когда мы идентифицируем себя со смертным телом,
вместо того чтобы идентифицировать себя с бессмертным «я».
|