Человек - это радуга, все ее
семь цветов. В этом его красота, в этом же его проблема. Человек многогранен,
многомерен. Он не прост, - он бесконечно сложен. И из этой сложности рождается
та гармония, которую мы называем Богом, - божественная мелодия.
Поэтому первое, что следует
понять о человеке, это то, что человека еще нет. Он - лишь возможность,
некий потенциал. Человек может быть, человек - это обещание. Собака есть,
камень есть, солнце есть, человек - может быть. Отсюда беспокойство и
страх: как бы не упустить свой шанс, - уверенности-то нет. Вы можете расцвести,
а можете и не расцвести. Отсюда внутренняя дрожь, трепет, тревога: "Как
знать, сумею ли я?"
Человек - это мост между
животным и Божественным. Животные бесконечно счастливы, - конечно же, они не осознают
своего счастья, но счастливы они бесконечно, им чужды заботы и неврозы. Бог
бесконечно счастлив и сознателен. Человек пребывает как раз между ними.
Оставаясь в преддверии, он всегда колеблется - быть или не быть?
Я говорю, что человек - это
радуга, поскольку радуга дает вам полный спектр для понимания человека - от
низшего к высшему. У радуги семь цветов, у человека - семь центров его
существа. Семерка издревле имеет аллегорическое значение. В Индии эта аллегория
обрела форму семи чакр. Низшая из них - муладхара, высшая - сахасрара,
а между ними пять ступеней - еще пять чакр. И человеку нужно пройти все эти
семь ступеней - семь шагов к Божественному.
Обычно мы застреваем в самом
низу. Первые три - муладхара, свадхистхана и манипура -
животные чакры. Если вы живете только на этих трех чакрах, то вы не более чем животное
- и тогда это преступление. Дело не в том, что вы и вправду преступаете законы,
- ваш проступок состоит в том, что вы неспособны реализовать свое
предназначение, вы упускаете свою возможность. Если семя не прорастает и не
превращается в цветок, оно совершает преступление - не против кого-то, - против
себя. А самый большой грех - грех перед собой. На самом деле мы грешим перед
другими только после того, как уже совершили этот первый, главный грех перед
собой.
Первые три чакры связаны с
пищей, деньгами, могуществом, господством, сексом. Пища - низшая из функций
трех низших чакр, секс - высшая. Это нужно понять. Пища ниже всего - одержимый
питанием человек принадлежит к наинизшему разряду животных. Он просто хочет
выжить. У него нет цели, он выживает ради выживания. Если вы спросите его
"зачем?" - у него не найдется ответа.
- Я хотел бы иметь побольше
земли, - сказал мне однажды мулла Насреддин.
- А зачем? - спросил я его. -
У тебя ее и так достаточно.
- Я бы завел побольше коров,
- ответил он.
- И что бы ты с ними делал? -
спросил я.
- Продал бы и выручил денег.
- Ну? И на что бы ты их
потратил?
- Купил бы побольше земли.
- Для чего?
- Чтобы завести побольше
коров.
Так человек попадает в
порочный круг и остается в нем навсегда: вы едите, чтобы жить, живете, чтобы
есть. Это низшая из возможностей. Самая примитивная форма жизни - амеба. Она
просто ест, и всё. У амебы нет половой жизни, она только поедает то, что ей
доступно; амеба - очень точный символ низшего человека. Единственный ее орган -
рот: все ее тело функционирует как один сплошной рот. Она непрестанно
переваривает то, что оказывается возле нее, - что бы ни оказалось рядом, она
возьмет и переварит это. Поглотит всем своим телом; ее тело - сплошной рот.
Амеба все разрастается и разрастается, становится все больше и больше, пока не
наступит момент, когда она становится настолько большой, что уже не может
справиться со своим телом, - и тогда она делится надвое. Теперь вместо одной
амебы стало две, и они начинают делать то же самое. Амеба просто ест и живет, а
живет она для того, чтобы побольше съесть.
Некоторые люди так и остаются
на этом низшем уровне. Берегитесь этого - ведь жизнь может дать вам что-то
большее. Жизнь - это не просто выживание, но выживание для чего-то важного.
Выжить необходимо, но это само по себе - не цель, это лишь средство.
Второй тип чуть-чуть повыше,
чем одержимый пищей, - это человек, маниакально жаждущий могущества, - политик.
Он стремится господствовать над людьми. Зачем? Глубоко внутри он ощущает себя
очень ущербным. И он хочет доказать миру: "Я кое-что да значу; я могу
властвовать, могу навести у вас порядок". Этот человек не навел порядок в себе
и взялся за целый мир, пытаясь навести порядок в нем. Он одержим собой.
Все равно, какое направление он изберет: если выберет деньги, то будет
беспрестанно накапливать деньги, - и они станут для него символом могущества.
Если выберет политику, то не остановится, пока не дойдет до конца - и все это
ни к чему.
Настоящий человек стремится
овладеть собой, а не другими. Он хочет знать себя. И не пытается заполнить
какую-то свою внутреннюю брешь, подчиняя других. Настоящий человек любит
свободу - и свою, и чужую.
На третьем месте - секс. И я
говорю, что секс лучше, чем еда и политика, он качественно выше, тут есть
взаимность. Пищу, вы просто поглощаете, не разделяя ее ни с кем. Господствуя,
вы разрушаете, здесь нет созидания. Секс же - наивысшая из возможностей нижнего
уровня: вы делитесь друг с другом энергией; вы занимаетесь творчеством,
созиданием. Если говорить о животном существовании, то секс - наивысшая
ценность. И люди застревают где-то тут, оставаясь с этой триадой.
Четвертая чакра - анахата.
Первые три чакры - животные, верхние три - божественные, а между ними находится
четвертая, анахата - сердечная чакра, лотос сердца, чакра любви. И это -
мост. Любовь - мост между животным и Божественным. Попытайтесь понять это как
можно глубже, и в этом заключен весь смысл послания Кабира (
Кабир (приблизительно 1440-1518) - индийский мистик,
поэт, проповедовавший синтез суфизма и индуизма, основанный на личной
преданности и любви (бхакти) к единому Богу, перед которым все равны, и
нет для него ни каст, ни религий.)
- послания любви. Ниже сердца человек остается
животным; выше сердца в нем начинается Божественное. Только в сердце он человечен.
Вот поэтому человек, способный на чувства, любовь, молитву, слезы, смех,
взаимность, сострадание, и является настоящим человеком. В нем начался рассвет
человечности, его пронизывают первые лучи солнца.
Далее следуют пятая, шестая и
седьмая чакры - вишуддха, аджна и сахасрара. С пятой чакры
любовь становится все более созерцательной, все более молитвенной. С шестой
чакры любовь утрачивает характер личностных взаимоотношений. Это даже не
молитва; это стало состоянием бытия. Дело не в том, что вы кого-то любите, нет.
Видимо, вы сами и есть любовь. Здесь нет вопроса, любить или не любить,
- любовью обращается вся ваша энергия. Вы не можете иначе. Теперь любовь стала
естественным потоком; любить для вас - все равно, что дышать. Это безусловное
состояние. А с седьмой чакры, сахасрары, наступает самадхи: вы
попали домой.
Ту же аллегорию вы можете
найти и в христианской теологии - в повествовании о том, как Бог за шесть дней
сотворил мир, а на седьмой день отдыхал. Эти шесть дней суть шесть чакр - шесть
центров бытия. Седьмой - это отдых: человек пришел домой, он отдыхает.
Шестой центр - самый мощный,
и многие тут останавливаются. Они предаются играм с духовными энергиями и
продолжают заниматься глупостями. В шестом центре мужчина должен обрести волю
сдаваться. Воля сдаваться - величайшая вещь на свете, и обрести ее можно лишь
при наличии силы воли, - не обычной, а необычайной силы воли.
Обычно вы считаете тех, кто
сдается, слабаками. Вы ошибаетесь. Только очень сильные люди способны сдаться -
для этого нужна сила, огромная сила. Если вы сдаетесь именно благодаря своей
силе, то ваша сдача имеет смысл и значение. Когда воля в шестом центре доходит
до своей высшей концентрации, сдача возможна. Из силы создается способность
сдаваться, как из мужчины Бог создал женщину.
Приходилось ли вам слышать о
бодхисаттве, которого китайцы называли Гуань-Инь? В Индии жил некий чрезвычайно
сострадательный бодхисаттва, то есть буддийский святой. Когда буддизм достиг
Китая, тамошним жителям показалось маловероятным, что мужчина может быть столь
сострадательным. Тогда они решили, что этот святой - женщина! С тех пор они
стали изображать его как женщину, да так и поклонялись ему из века в век.
В этой истории заложен
глубочайший смысл. Будда напоминает скорее женщину, чем мужчину, - своим лицом,
своим изяществом. Шестой центр уступил. Логика уступила любви, доводы -
чувствам; агрессия стала восприимчивостью, противостояние обратилось
сотрудничеством. Теперь нет борьбы между частью и целым; часть слилась с целым,
ее уже нет, целое овладело ею.
В этом-то и состоит смысл
христианской аллегории о том, что вначале Бог сотворил мужчину, а затем из него
- женщину: к качествам, определяющим женственность, нужно относиться с огромным
уважением.
А затем, на седьмой день, Бог
отдыхал. Что еще делать, когда вы оказались дома? Сахасрара - это центр
отдыха, абсолютного покоя, вы пришли, дальше идти некуда.
Отрывок из книги Ошо "Семь центров жизненной энергии."
|