С тех самых пор, как человек
научился думать, он неотступно мучается вопросом о соотношении собственной,
вроде бы, свободной воли с тем неосязаемым, необъяснимым, но чрезвычайно
могучим и неотвратимым фактором, который именуется судьбой. Последняя может
принимать самые разные обличья и носит множество имен – рок, фатум,
предначертание, карма, Воля Божия и т.д. и т.п. Древние эллины нередко
превозносили это не персонифицированное божество превыше всех своих олимпийцев.
Оно же, облеченное в форму главного вселенского причинно-следственного закона,
повергало в трепет весь индуистский пантеон и побуждало к титаническим усилиям
и фантастической стойкости последователей царевича Сиддхартхи.
Тысячелетием позже, в период становления
христианства, под именем Воли Божией оно явилось причиной раскола в стане самих
отцов Церкви. Так, епископ Пелагий никак не мог совместить в одном вероучении
две принципиальные, но, по его убеждению, взаимоисключающие идеи: о
предначертании (все в мире – по Воле Божией) и о грехе и воздаянии за таковой.
По его представлениям, возлагая на Всевышнего абсолютно все в этой жизни, мы
тем самым списываем на Него и собственные грехи. В этом случае и самый страшный
злодей – на самом-то деле вовсе и не злодей; допустим, Иуда Искариот – не предатель,
а, быть может, великий герой, ибо, предав, якобы, Христа, он лишь исполнил
предначертание Господне, послужил орудием Его Воли. А вот святой Августин
рассудил по-иному, запретив кому-либо вообще рассуждать на эту тему, так как
далеко не все в этом мире подвластно нашему уму.
Но вернемся к предначертаниям судьбы. В этой
связи нам пришла на ум такая параллель. Представьте себе мореплавателя, который
много лет подряд, быть может, даже большую часть своей жизни, упорно держит
курс на запад – просто потому, что некогда решил отправиться именно туда. Но
постоянный встречный ветер, волны и течения не позволяют ему серьезно
продвинуться на своем пути; к тому же они доставляют ему массу хлопот и
причиняют множество неприятностей. Поставьте себя на место этого человека. Как
вы поступите? Можно и дальше пробиваться к западу (ведь уже потрачено столько
времени и сил!), уповая на то, что ветер в конце концов переменится, а волны,
наконец, стихнут. А можно однажды просто развернуться и двинуться на восток,
используя попутный ветер. В конце концов, и в восточных странах тоже найдется
немало интересного и поучительного, не говоря уже о том, что солнце там светит
ничуть не хуже, чем на западе.
Вы уже поняли? Вот именно, у каждого из нас
есть свое, так сказать, стратегическое предназначение, которому лучше все-таки
следовать – лучше, в первую очередь, для нас же самих и, быть может, для жизни
вообще. Из этого вовсе не вытекает, что одному предначертано проводить отпуск
на Канарах, а другому ковыряться в мусорных кучах. Просто, чтобы преуспеть в
каком-либо деле, помимо таланта, рвения и прочих очевидных условий требуется и
нечто еще. Это нечто в обиходе называют везением, удачей или – выспренно –
улыбкой Фортуны. Но что это за штука такая на самом-то деле, толком не знает
никто. Возможно, вы замечали, что какое-то дело или же род деятельности обычно
приносит вам успех, причем даже и не всегда полностью заслуженный. В то же
время какая-то иная деятельность, которой вы, быть может, отдали не меньше сил,
умения и души, с треском проваливается всякий раз, когда вы ее начинаете. Вы и
до сих пор не можете понять, почему так выходит. А быть может, это просто не
ваше дело - только и всего.
Запомните, в зависимости от неких факторов,
не поддающихся логическому толкованию – назовем их ветром Удачи – любое дело,
начавшись однажды, имеет затем тенденцию либо затухать, либо, напротив,
развиваться и накапливать энергию. С нашей точки зрения, любой здравомыслящий
человек должен считаться с этим не очень-то логичным, на первый" взгляд,
фактом.
Возможно, кому-нибудь из вас знакома
биография знаменитой исследовательницы Тибета госпожи Александры Девид-Нэль –
той замечательной путешественницы, женщины-академика, благодаря трудам которой
европейцы впервые по-настоящему познакомились и с северным буддизмом, и,
вообще, с тибетской культурой. Между прочим, в первую половину жизни госпожа
Александра перепробовала себя на многих поприщах, в том числе – и на оперной
сцене, и в амплуа журналиста. А затем, уже после сорока, она осуществила кардинальный
поворот своей судьбы, отправившись в первое путешествие по странам Востока,
продлившееся четырнадцать лет. И, как говорится, нашла себя.
А скромный чикагский кассир, жестоко
терзаемый судьбой, покуда он был просто Биллом Портером, но вознесенный ею на
вершину литературного Олимпа, стоило ему назваться О.Генри.
Итак, кардинально изменить свое
предназначение никому из нас не дано. Но, придерживаясь его, мы, во-первых,
все-таки в достаточно широких пределах располагаем пресловутой свободной волей
и, во-вторых, имеем шанс, что называется, преуспеть в жизни.
Предначертание, в первую очередь, выражается
в самой психической конструкции человека. «Все мы no-разному одинаковы», –
тонко подметил Владимир Шали в своей «Истории разделенного сада». Действительно,
все мы очень разные (в своем антураже), но одновременно и одинаковые, точно
фигуры шашек (в своих побуждениях и мотивированных ими реакциях). Попытаемся
взглянуть на людей в другом ракурсе, быть может, с позиций самой Судьбы.
Итак, призвание человека активного типа
(экстраверта или интроверта) – это манифестация вообще, то есть выражение или
овеществление некого интеллектуально-эмоционального опыта, его конкретизация.
Между тем, личность пассивного типа (опять-таки обеих ориентации) призвана такой
опыт накапливать и хранить. Это сочетание в любой космогонической системе
описывается как взаимодействие мужского и женского принципов.
Затем, как мы уже вам сообщили, по
преобладающей ориентации внимания и восприятия всех человеков мыслящих (обоих
типов: и активного, и пассивного) можно поделить также на экстравертов и
интровертов. В фокусе внимания первых – преимущественно мир внешний, вторые
ориентированы на мир внутренний.
Следовательно, манифестация опыта во внешнем
мире есть призвание активного экстраверта, но накоплением опыта из внешнего
мира преимущественно занят пассивный экстраверт. Аналогичным образом,
конкретизация внутреннего или духовного опыта – задача активного интроверта, но
восприятие такового более подстать интроверту пассивного типа.
Таким образом, идеальный активный экстраверт
по своей сути есть выразитель, манифестант (и при этом великий экспансионист)
чужого опыта во внешнем мире. Духовное творчество – это не для него; его стихия
– конкретное действие (созидание или разрушение). Активный экстраверт легко
принимает решения – преимущественно спонтанно, что называется, по наитию, или
же, с нашей точки зрения, решения приходят к нему из подсознания. Следуя своему
естественному предназначению, активный экстраверт занимает в жизни ведущее
положение – хотя бы потому, что именно к этому он и приспособлен.
Все беды у активного экстраверта зачастую
начинаются с того, что он устремляется в духовное творчество (такое тоже
случается в жизни) или же в сферу деятельности, тесно с таковым связанную.
Причем привлекают-то его опять-таки именно внешние атрибуты творчества: высокий
имидж, допустим, ученого или писателя, всевозможные творческие «тусовки», как
теперь говорят, премии в области науки и искусства – в общем, овации. Но
конкретизация духовного опыта – вовсе не его призвание, и активный экстраверт
терпит на этом поприще оглушительное фиаско. А иначе и быть не может.
Наконец, пассивные интроверты. Таким людям
самим Творцом предназначено больше довольствоваться нехитрыми радостями семьи и
дружбы, нежели яростно биться за место под солнцем. Ибо альтернатива для них –
это самозабвенное подчинение какому-то лидеру, какой-то теории или же вере, а,
следовательно, жизнь на очень низком уровне самоосознания.
Теперь, когда мы в общих чертах разобрались
с предназначением человека, выраженном в его психотипе, у кого-то, наверняка,
возникнет вопрос: ну, и что мне прикажете делать теперь со всей этой
премудростью? Допустим, я узнал, что пассивному экстраверту не стоит браться за
сочинительство с целью заработать на этом деньги, и что с того?
Со своей стороны, мы готовы признать
справедливость именно такой постановки вопроса и потому спешим конкретизировать
наши теоретические выкладки. Существует два хороших, на наш взгляд, пути
реализации этого знания; самый простой и еще проще. Начнем с самого простого.
Во-первых, вам следует четко для себя
уяснить, какие именно психические модели в вас превалируют в тех или иных
жизненных ситуациях. (Наверное, вы уже и сами догадались, что в реальной жизни
не бывает психотипов, так сказать, в чистом виде.) Это можно проделать и
самостоятельно, использовав, допустим, ахропатическую таблицу (таблицу цветовых
предпочтений), а также и прочие признаки (жесты, мимику и т.п.), по которым
производится тестирование личности. Будет еще лучше, если вы одновременно
используете ваши знания и навыки, связанные с первостихиями. Допустим, вы
установили, что, вообще-то, ваша родная стихия – «вода», но на работе в вас
обычно преобладает «воздух», который, кстати, является для вас дружественной
стихией. Можете сделать вывод - что, будучи активным интровертом, на работе вы
экстраверсируетесь, но одновременно автоматически теряете активность.
Однако будет совсем хорошо, если установить
свою психическую конструкцию, вам все-таки поможет специалист. К сожалению,
проводя самотестирование, люди обычно склонны себе не доверять они также могут
игнорировать явные признаки, когда результат их не устраивает, и, напротив,
преувеличивать роль каких-то деталей, когда это дозволяет им получить желаемый
ответ. Учтите это предупреждение.
Допустим, вы узнали (или все-таки определили
самостоятельно) свой психотип в основных жизненных ситуациях. Теперь вам
следует заново пересмотреть свою жизнь и выработать для каждой ее сферы
оптимальную модель собственных действий (с учетом возможностей своей
психической конструкции). Но и это не все. Вы должны еще реализовать эти модели
в своей жизни, повысив тем самым ее эффективность. (Между прочим, это и есть
стратегический подход к жизни воина, о котором так часто упоминается в книгах
Кастанеды.) Таков самый простой путь.
Перейдем к другому пути, который, как мы
сказали, еще проще. Это путь суггестора, психооператора, воина, это путь силы.
Вступив на него, вы точно также должны, прежде всего, разобраться со своей
исходной психической моделью. В этом случае – именно с исходной моделью, ибо
затем она начнет постепенно трансформироваться, во всяком случае, должна
начать, если, конечно, вы приложите необходимые усилия.
Между прочим, мы сказали, что этот путь еще
проще, только потому, что подавляющее большинство человеков мыслящих выбирает
именно его. Именно выбирает, а потом большинство уже от этого подавляющего
большинства откладывает дело на другое потом, а меньшинство наивно (или же самоуверенно)
полагает, что уже и так следует по пути силы. На самом-то деле сказать о себе
такое имеют право лишь единицы, но именно они, как правило, предпочитают
молчать.
Итак, определив свою исходную психическую
конструкцию, вы начинаете различными способами ее «раскачивать», то есть
тренируетесь произвольно изменять ее состояния вплоть до экстремальных. Вообще,
любые психические действия, связанные с «подстройкой» или же с манипулированием
своим вниманием и психической активностью, прямо или косвенно «раскачивают» вашу
психику.
Изредка психическая сила нисходит на
человека внезапно – как правило, в результате какого-то несчастного случая или
болезни. Вероятно, вам уже доводилось слышать подобные истории. К примеру,
одному экстрасенсу и целителю, весьма известному в недалеком прошлом, поначалу
суждено было принять на себя разряд молнии. Едва выжив после этого потрясения,
он (или она) обнаружил в себе новые замечательные свойства. Другому знаменитому
суггестору прежде, чем таковым стать, пришлось перенести тяжелый паралич. Таких
историй можно припомнить очень много, и нас они не удивляют. Еще древние индусы
подметили (в частности, основоположник классической йоги мудрец Патанджали),
что необычные психические силы (сиддхи) зачастую являются следствием серьезной
болезни или перенесенного несчастья. С нашей точки зрения, этот факт легко
объясним. Болезнь, травма или серьезное душевное потрясение иной раз способны
трансформировать психику человека, насильственно ее «раскачать". Подобным
же образом в некоторых случаях могут на нас подействовать и психотропные
(наркотические) средства, которые широко используются многими мистических
школами. (Вспомните, как в начале обучения дон Хуан пичкал Кастанеду
наркотиками.).
Конечно же, мы ни в коем случае не призываем
вас, скажем, броситься с крыши с зонтиком в руках или же «сесть на иглу».
Напротив, мы готовы всячески вас предостеречь от чересчур радикальных решений,
ибо в подавляющем большинстве случаев они ни к чему хорошему не приводят. По
пути силы лучше (во всяком случае, безопаснее и надежнее) двигаться постепенно,
«породив в себе несгибаемое намерение» (так, кажется, это звучит у Кастанеды)
достичь поставленной цели.
И все же есть у нас в запасе одна
психотехника (вполне безобидная, во всяком случае, в том варианте, что предложен
здесь), которая уже помогла некоторым людям (их, правда, немного) быстро и
радикально трансформировать свою психику.
Этот тренинг мы назвали «Туннель в прошлую
судьбу».
методика на форуме.
|