Один из самых значительных персонологов современности — это,
несомненно, Альберт Бандура, американский ученый канадского происхождения.
«Люди не ведут себя как флюгера, постоянно меняя направление
в зависимости от того, каким социальным влияниям они подвергаются в данный
момент».
Альберт Бандура родился 4 декабря 1925 года на севере канадской
провинции Альберта, в городке Мундара, настолько маленьком, что в нем была
единственная школа, где и учился будущий теоретик человеческого поведения.
После окончания школы Бандура провел лето на Аляске, работая на строительстве
скоростной магистрали, которая сооружалась во время Второй мировой войны, чтобы
связать Аляску с основной территорией Соединенных Штатов. Он оказался среди
рабочих парней, многие из которых демонстрировали психические отклонения
различной степени. Хотя наблюдение за этими рабочими пробудило в Бандуре
интерес к психопатологии, окончательное решение стать психологом он не принял
до тех пор, пока не поступил в Университет Британской Колумбии в Ванкувере.
По словам Бандуры, его решение посвятить себя психологии
было в большой степени делом случая. Будучи студентом, он часто ездил в
университет вместе со своими приятелями — студентами других факультетов,
занятия у которых начинались раньше, чем у него. Вместо того чтобы
бездельничать в эти утренние часы, Бандура стал посещать класс психологии,
который как раз в то время открылся. Он увлекся и неожиданно для себя решил
избрать психологию в качестве специализации.
Окончив университет всего за три года, Бандура стал искать
учебное заведение, имеющее хорошую теоретическую программу по клинической
психологии. Научный руководитель порекомендовал ему университет штата Айова, и
поэтому Бандура уехал из Канады в Соединенные Штаты. В 1951 году он получил
степень магистра, а в следующем — докторскую степень в области клинической
психологии. Еще год он проходил стажировку в Консультационном Центре города
Уичита в штате Арканзас, а в 1953 году стал преподавателем Стэнфордского
Университета, где, за исключением годичного перерыва, и работает до настоящего
времени.
В то время, когда Бандура еще учился в университете, он
познакомился с Вирджинией Варнс. У них родились две дочери — Мэри и Кэрол.
Почти все ранние публикации Бандуры относятся к клинической
психологии и посвящены в основном психотерапии и тесту Роршаха. В 1958 году он работал
вместе со своим первым аспирантом Ричардом Уолтерсом над подготовкой книги об
агрессивных правонарушителях. В следующем году вышла их книга «Подростковая
агрессия». С
этого времени Бандура стал печатать работы по широкому кругу вопросов, часто в
соавторстве со своими студентами и аспирантами. Его наиболее монументальный
труд «Социальные основы мысли и действия» вышел в 1986 году.
Бандура получил множество премий и наград, в том числе
стипендию Гугенхейма в 1972 году, и в том же году награду «За выдающийся вклад в науку» от
двенадцатой (клинической) секции Американской Психологической Ассоциации (АПА).
В 1974 году его избрали президентом АПА; в 1977 году он получил премию имени
Джеймса Маккина Кэтелла;
в 1980 году он был избран членом Американской Академии Наук и Искусств и также
в 1980 году получил награду «За выдающиеся достижения» Международного Общества
по Исследованию Агрессии». В настоящее время Бандура — профессор Стэнфордского
университета, возглавляет кафедру психологии на отделении общественных наук в
колледже Дэвида Старра Джордана.
В отличие от радикальных бихевиористов,
Альберт Бандура,
считает, что
личность формируется поведением человека, его индивидуальными характеристиками
(особенно важную роль здесь играет мышление) и влиянием окружающей среды и
что все эти факторы действуют совместно, а научение не обязательно предполагает
вознаграждение. Согласно социально-когнитивной теории Бандуры, мы можем учиться, наблюдая за
действиями другого человека. Например, мы смотрим на фокусника, представляющего
какой-нибудь трюк, замечаем, как он это делает, а потом дома сами повторяем его
фокус. Очевидно, в первую очередь научение необходимо нам самим, чтобы что-то
делать. Кроме того, в теории Бандуры большое внимание уделяется способности
человека мыслить и познавать и гораздо меньшее, скажем, по сравнению со
Скиннером, — факторам окружающей среды. Бандура подчеркивает также идею о том,
что подкрепление
может быть и косвенным, то есть мы можем укрепиться в нашем стремлении к
учению, видя, как другой получает свою награду. С радикальным бихевиоризмом
теория Бандуры расходится и в точке зрения на отношения между подкреплением и
мышлением. В то время как Скиннер придерживается точки зрения, что научение
невозможно без подкрепления, Бандура утверждает, что не может быть подкрепления
без предшествующей ему способности познавать. Для того чтобы нечто укрепило нас
в наших намерениях, мы должны иметь представление о связи между действиями и их
последствиями. Обусловленность, таким образом, не есть только непосредственный
результат событий, происходящих в окружающем мире, мышление и познавательная
способность также имеют значение.
|