Берт Антуан Хеллингер (род. 16 декабря 1925 года, Лаймен (Баден), Германия) — немецкий философ, психотерапевт и богослов. Широко известен благодаря эффективному краткосрочному терапевтическому методу, именуемому — «семейные расстановки». В процессе развития его работа вышла за рамки первоначального формата, сейчас он сам обозначает свою работу как «новые семейные расстановки» в согласии с «Движением Духа».
Главным вкладом Роттера в современную психологию,
безусловно, стали разработанные им формулы, на основании которых возможно
прогнозирование человеческого поведения. Роттер утверждал, что ключом к
предсказанию поведения являются наши знания, прошлая история и ожидания, и
настаивал на том, что человеческое поведение лучше всего можно предсказать, рассматривая
взаимоотношения (interaction)человека со значимой для него
окружающей средой.
Курт Левин, основатель
психологической теории поля, которая представляет собой метод анализа
жизненного пространства как отдельного человека, так и группы людей. Независимо
от того, какие явления находились в фокусе внимания Левина и его последователей
— механизмы запоминания, проблемы подросткового возраста, стили лидерства,
стратегии внедрения инноваций на производстве, привычки в питании или семейные
конфликты, — метод исследования жизненного пространства помогал раскрывать
новые закономерности, новые психологические явления. Таким образом, теория поля
является уникальным психологическим инструментом для понимания человека, его
мотивов, внутренних конфликтов и притязаний.
В ряду провидцев, подготавливающих сознание людей к
наступлению Новой Эпохи, безусловно, находится Эдгар Кейси - американский
ясновидящий, целитель, пророк. Его необычная миссия пришлась на двадцатое
столетие, поэтому он не был сожжён на костре, однако официально он не причислен
и к сонму великих, ибо наука и религия не знают, как относиться к его феномену.
В Европе и Америке имя Эдгара Кейси пользуется широкой
известностью, о нём написано много книг, Ассоциация Исследований и Просвещения
издаёт журнал. В России Кейси почти неизвестен, ибо на русский язык была
переведена только одна книга - его первого биографа Томаса Сюгру «Река жизни»,
вышедшая в 1994 г.
тиражом 20 тыс. экземпляров.
Гарри Стэк Салливан родился 21 февраля 1892 года на маленькой ферме близ
Норича, штат Нью-Йорк. В детстве он был очень одинок, страдал шизофренией,
пережив по крайней мере один случай ее обострения. Может быть, именно
собственная болезнь, делавшая порой почти невозможным нормальный контакт с
окружающими, подвигла Салливана на изучение психиатрии и привела в конечном
счете к созданию теории межличностных отношений.
Фромм родился 23 марта 1900 года во Франкфурте-на-Майне,
Германия. Эрих был единственным ребенком в семье ортодоксальных евреев,
принадлежавших к среднему классу.
Рудольф Штейнер (Штайнер) родился в 1861 г. в местечке
Кральевич (ранее — территория Австро-Венгрии, сейчас — Хорватии) в семье
телеграфиста-железнодорожника.
Абрахам Маслоу (Abraham Maslow) родился в 1908 году в Нью-Йорке в районе Бруклина в еврейской семье. Родители его эмигрировали из России. Отец приехал в Соединенные Штаты, будучи совсем молодым человеком и занялся изготовлением бочек для продажи. Позднее Маслоу-старший вызвал из России свою будущую жену. В юности Абрахам был чрезвычайно застенчивым и очень нервным. Способный, несчастный и одинокий мальчик был настолько убежден в своей некрасивости, что садился в пустые вагоны метро, чтобы на него не смотрели.
Карл Роджерс оказал значительное влияние как на психологию и
психиатрию, так и на образование. Он создал клиенто-центрированную терапию, был инициатором
создания групп встреч,
одним из основателей гуманистической психологии, а также являлся ведущей
фигурой в первых личностно-центрированных группах, работавших над
разрешением межнациональных политических конфликтов.
Хотя интересы Роджерса постоянно менялись и расширялись,
охватывая не только индивидуальную и групповую психотерапию, но также учебные,
социальные и правительственные системы, его философские взгляды на протяжении
всей жизни оставались оптимистичными и гуманистическими.
Келли заложил прочный гуманистический фундамент своей работы, приняв в
качестве центрального положение о том, что люди способны к постоянному
сотворению себя заново. Для Келли реальности органически присуща гибкость; в
ней есть место для поиска, творчества и обновления. В сущности, теория
личностных конструкций представляет собой психологию понимания точки зрения
индивидуума — понимания, благодаря которому можно помочь ему решить, какие
выборы являются для него оптимальными, учитывая его текущее положение дел.
Поскольку люди конструируют смысл своей жизни еще на самых ранних этапах
индивидуального развития, позднее они часто не осознают, что существует
множество способов изменить себя и свое отношение к миру.
Долгие годы Б. Ф. Скиннер был самым известным в США
психологом, но влияние его работ выходит далеко за пределы профессиональной
психологии. Неприятие и недоверие, которое Скиннер испытывал ко всему
ментальному, субъективному, т. е. ко всему тому, что он называл «надуманными
объяснениями», заставило его сосредоточить внимание на внешних формах поведения
и попытаться сформулировать методы наблюдения, измерения, предсказания и
понимания поведения людей и животных.
Пожалуй, никто из ученых со времен Фрейда не испытывал такой
жесткой критики и не был настолько почитаем в одно и то же время. Ничьи работы
не цитировались так часто, и никого так часто не искажали. При этом сам Скиннер
получал лишь удовольствие от дебатов с оппонентами. Его громадное личное обаяние и готовность обсуждать
любое из своих предположений, подкрепленные абсолютной, непоколебимой верой в
фундаментальность своих выводов, способствовали тому, что Скиннер стал
центральной фигурой в современной психологии.
Фрейд писал про своих критиков, что эмоциональностью нападок
они невольно доказали верность основных постулатов той самой психоаналитической
теории, против которой столь яростно выступали. Точно так же для Скиннера
действия его противников были лишь доказательством ненаучности и ошибочности
мышления, которое он пытался исправить. Оба ученых, несмотря на жесткую критику
их теорий, признаны личностями, внесшими огромный вклад в развитие и защиту
альтернативных точек зрения на человеческую природу.
Уильям Джеймс считал, что психология одной стороной граничит
с биологией, а другой — с метафизикой, проникая во все области человеческого
существования. Джеймс фактически познакомил Соединенные Штаты с психологией,
стал ее первым преподавателем и организовал первую научную лабораторию. Джеймс
опубликовал свою практически сформулированную теорию сознания за пять лет до
того, как в печати впервые появились труды Брейера и Фрейда (Breur & Freud, 1895). После периода
относительного забвения многие заслуги Джеймса перед психологией хотя и стали
признаваться, но долго недооценивались. Его интерес к опытам самонаблюдения (innerexperiences) выходил из моды
по мере того, как психология все больше объединялась с психопатологией и твердо
ориентированным на науку бихевиоризмом. А всевозрастающая тенденция фиксировать
внимание исключительно на объективных данных практически не оставляла места для
блестящих комментариев и размышлений, характерных для Джеймса.
Вильгельм Райх,
основоположник так называемой психосоматики,а также телесноориентированной психотерапии.Его можно назвать крестным отцом всех методов современной терапии,
имеющих отношение к эмоциональной жизни нашего тела.
Вильгельм Райх был членом Венского кружка психоаналитиков и
вел в нем семинар технической подготовки для молодых психологов. В своей
собственно терапевтической деятельности он придавал огромное значение работе с
физическими проявлениями характера индивида; особенно его интересовали так
называемые хронические мускульные зажимы человеческого тела, которые он назвал
телесным панцирем. Кроме того, он уделял большое внимание роли общества в
формировании подсознательных, в особенности сексуальных, запретов в сознании
индивида.
Уникальный вклад Райха в психологию заключается в том, что
он, во-первых, настойчиво и упорно подчеркивал единство тела и разума,
во-вторых, в свои психотерапевтические исследования всегда включал проблемы,
связанные с человеческим телом, и, в-третьих, разработал концепцию характерного панциря.Райх полагал, что к каждому пациенту
следует подходить как к целостному организму,
эмоциональные проблемы которого можно понять, лишь рассматривая его как цельное
существо. Райха можно с уверенностью назвать пионером в таких областях, как
сексуальное воспитание и гигиена, психология политики и социальной дисциплины и
связь между психологией, биологией и физикой. Во всей своей деятельности Райх
был смелым и настойчивым новатором, чьи идеи надолго опередили свое время.
Эрик Эриксон — пожалуй, самый читаемый и влиятельный
теоретик постфрейдизма. Его книги расходятся тиражами в сотни тысяч
экземпляров. Фотографии Эриксона появлялись на обложках таких журналов, как
«Ньюсуик» и «Нью-Йорк таймc
мэгезин». Книга о Махатме Ганди (1969) получила Пулитцеровскую премию и была
удостоена Национальной книжной премии США.
Эрик Эриксон расширил понимание психоанализа, изучив методы
воспитания детей в разных культурах, создавая психологические биографии
выдающихся мужчин и женщин и анализируя взаимодействие психологического и
социального развития. Теория Эриксона о периодах развития эго серьезно повлияла
на психологию и смежные области научного знания. Он является и основателем
современной психоистории.
Три этапа научной деятельности Карен Хорни настолько отличаются друг от
друга, что разные люди воспринимают ее из-за этого совсем по-разному.
Хорни считала, что ее терапия призвана помочь людям
отказаться от защит, которые отдаляют их от истинных симпатий и антипатий,
надежд, опасений и желаний — так чтобы человек смог достичь того, что Хорни
назвала реальным «я». Поскольку Хорни придавала большое значение реализации «я»
как цели жизни и источнику здоровья, ее считают одним из основателей гуманистической психологии.
Наиболее верным помощником Фрейда была его дочь Анна,
которая не только внесла большой теоретический вклад в психоанализ, но также
разработала методику его применения при лечении тревожных маленьких детей,
обучала этой методике и пропагандировала ее. Возможно, еще более важным
является то, что она стала первой использовать психоаналитические идеи при
обучении и оказании помощи нормальным детям, попавшим в трудные ситуации.
Многие учебники и исторические материалы умаляют ее вклад по следующим
причинам:
— Она носила ту же фамилию, что и ее знаменитый отец.
— Она жила в его доме и была его постоянным спутником,
помощником и коллегой до самой его смерти.
— Она не стремилась добиться особого признания, незаметно
выполняя свою работу вместе с сотнями детских психоаналитиков, которых она
обучала, и с детьми, которых она любила.
Альфред Адлер — основатель холистической системы
индивидуальной психологии, которая рассматривает личность как часть социальной
системы, неразрывно связанную с другими. Он назвал свою теорию индивидуальной психологией (IndividualPsychology),подчеркивая уникальность каждого
индивидуума, в отличие от работ Фрейда, где описаны общие стереотипы поведения.
Карл Густав Юнг родился в
Швейцарии 26 июля 1875 года. До 9 лет, т. е. до рождения его сестры, Юнг
приобрел опыт детства отчасти изолированного, которое он заполнял уединенной
игрой и богатым внутренним миром: «Я не хотел, чтобы меня беспокоили (во время
игры). Я был глубоко поглощен игрой и терпеть не мог, когда на меня смотрели»
(1961, р. 18). Его отец был пастором Швейцарской реформатской церкви и знатоком
азиатских языков. Уже в детстве Юнг живо интересовался религиозными и духовными
проблемами. В своей автобиографии «Воспоминания, сновидения, размышления»
(1961) Юнг рассказывает о двух ярких опытах, оказавших сильное влияние на его
отношение к религии. В возрасте между тремя и четырьмя годами он увидел во сне
ужасающий фаллический образ, стоящий на троне в подземелье. Сон преследовал
Юнга спустя годы. Через несколько лет он понял, что образ был ритуальным
фаллосом; он представлял собой скрытого, «подземного Бога», еще более
страшного, еще более реального и еще более значительного для Юнга, чем
традиционные церковные образы Иисуса. Второй опыт случился, когда Юнгу было 11
лет. Он пришел из школы в полдень и увидел солнце, сверкающее на крыше
Базельской церкви. Он размышлял о красоте мира, великолепии церкви и могуществе
Бога, сидящего на небе на золотом троне. И вот внезапно Юнгу пришла на ум мысль
настолько кощунственная, что он пришел в ужас. Он отчаянно боролся несколько
дней, чтобы подавить запретную мысль. Наконец Юнг сдался: он видел красивый
кафедральный собор, и Бог восседал на своем троне над миром, и из-под трона
валились экскременты и падали на крышу собора, заваливая ее и разрушая стены.
Об истинной значимости Фрейда
можно судить, не только оценивая его поступки и неоднозначно трактуя аспекты
теории психоанализа, но и в большей мере по количеству его идей, которые стали
неотъемлемым наследием западной культуры. Мы все в долгу перед Фрейдом за то,
что он частично приоткрыл мир человека, который управляется тем, что находится
ниже уровня осознанности.