Альфред Адлер, сын еврейского торговца средней руки, родился
в пригороде Вены 7 февраля 1870 года. Семья была очень музыкальной. Мать
Альфреда была замечательной пианисткой, один из братьев стал учителем игры на
скрипке, а сам Альфред обладал настолько красивым голосом, что ему часто советовали
попробовать себя в качестве оперного певца. В детстве он перенес несколько
серьезных заболеваний, включая рахит. Но еще больше, чем от болезней, мальчик
страдал от ревнивого соперничества со старшим братом. Адлер заметил однажды:
«Мой старший брат... был всегда впереди меня, — он и сейчас впереди меня!» Адлер упорно боролся со своей физической слабостью. Когда
только это было возможно, юный Альфред бегал и играл с другими детьми, которые
всегда с удовольствием принимали его в свою компанию. Казалось, он находил
среди друзей то чувство равенства и самоуважения, которого был лишен дома.
Влияние этого опыта можно видеть в последующей работе Адлера, когда он
подчеркивает важность сопереживания и общих ценностей, называя это социальным интересом (social interest),
благодаря которому, по его мнению, личность может реализовать свой потенциал и
стать полезным членом общества. Все годы своей болезненной юности Альфред жадно читал. Когда
он стал взрослым, хорошее знакомство с литературой, Библией, психологией и
немецкой классической философией принесло ему популярность в венском обществе,
а позднее и всемирную известность в качестве лектора.
«Самое сложное для
людей — это понять себя и изменить себя»
В детстве Адлер несколько раз был близок к смерти. Когда
Альфреду было 3 года, его младший брат умер в кроватке, где они спали вместе.
Кроме того, дважды Адлер едва не был убит в уличных происшествиях, а в пять лет
переболел тяжелой пневмонией. Семейный врач считал случай безнадежным, но
другому доктору удалось спасти мальчика. После этой истории Адлер решил стать
врачом. В 18 лет Адлер поступил в Венский университет на отделение
медицины. Он глубоко интересовался социализмом и участвовал в нескольких
политических собраниях. На одном из них он встретил свою будущую жену Раису,
русскую студентку, которая училась в университете.
Адлер получил медицинскую степень в 1895 году. Он начал
практику сначала как офтальмолог, затем в качестве врача общего направления.
Позже, по причине его растущей заинтересованности функциями нервной системы и
адаптацией, профессиональные устремления Адлера переместились в сторону
неврологии и психиатрии. В 1901 году Адлер, подающий надежды молодой врач,
активно защищал в печати новую книгу Фрейда «Толкование сновидений». Хотя Фрейд
раньше не был знаком с Адлером, он был глубоко тронут смелой защитой Адлером
его работы и прислал ему письмо с благодарностью и приглашением участвовать в
только что сформированной дискуссионной группе по психоанализу.
Адлер вошел в группу (позднее превратившуюся в Венское
психоаналитическое общество) сформировавшимся молодым профессионалом, уже
разрабатывавшим собственное научное мировоззрение. Он не был ни последователем,
ни «учеником» Фрейда и никогда не подвергался тренировочному анализу. Тем не
менее в 1910 году Адлер стал президентом Психоаналитического общества и
соредактором одного из его журналов.
Всего через год его расхождения во взглядах с Фрейдом стали
неприемлемыми для многих членов Общества и для самого Фрейда. Основных
расхождений было два: главным мотивом, определяющим человеческое поведение,
Адлер считал не сексуальность, а стремление к власти; он сосредоточивался на
социальном окружении, не уделяя внимания бессознательным процессам. Он подал в
отставку с поста президента и покинул Общество вместе с девятью
единомышленниками, которые тоже полагали, что психоанализ — слишком жесткая и
нетерпимая система для независимого мышления. С Фрейдом осталась группа из
четырнадцати человек. Адлер основал собственную организацию — Ассоциацию
индивидуальной психологии, и это направление постепенно распространилось по
всей Европе.
Адлер и его последователи активно занимались образованием,
особенно подготовкой учителей, так как считали чрезвычайно важной работу с
теми, кто формирует ум и характер молодежи. С одобрения министра образования
Адлер и его товарищи открыли в государственных средних школах центры, где дети
и их родители могли получить консультацию. К 1930-м годам только в Вене было 30
таких клиник. С 1921 по 1927 год, когда Адлер преподавал в Соединенных Штатах,
он читал лекции и проводил практические занятия дважды в месяц для коллег,
родителей и учителей. Часто он мог объяснить схему жизни какого-либо человека,
услышав всего несколько основных фактов из его биографии и что-то из его ранних
воспоминаний или снов.
Один из знаменитых врачей того времени отмечал: «Весь подход
Венской медицинской школы к пациенту был перевернут... учением Адлера. Я думаю,
нет ни одного врача, который, будучи в Вене, не посетил хотя бы раз лекции
Адлера и не извлек бы из них пользу». Мудрость Адлера и его глубокое понимание
человеческой природы были очевидны практически для каждого, кому приходилось
общаться с ним. Клерк из отеля, в котором Адлер часто останавливался, однажды
заметил одному из коллег Адлера: «Невозможно вытащить коридорных и портье из
его комнаты. Они используют любую возможность, чтобы поговорить с ним, и, если
уж на то пошло, я и сам не лучше».
Адлер опубликовал множество статей и монографий, а также
посвятил огромную часть своего времени лекционным турам по Европе и Соединенным
Штатам. Между Первой и Второй мировыми войнами группы последователей Адлера
были сформированы в двадцати европейских странах и в США. В 1927 году Адлер был
штатным преподавателем Колумбийского университета. В 1928 году преподавал в
Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке, а годом позже вернулся к
преподавательской работе и к демонстрации клинических исследований. Адлер
покинул Вену навсегда в 1932 году в связи с ростом нацистских настроений. Он
обосновался в Соединенных Штатах и возглавил кафедру медицинской психологии
Лонг-Айлендского медицинского колледжа. Адлер умер в Шотландии в 1937 году, в
возрасте 67 лет, во время лекционного тура по Европе.
|