Курт Левин, основатель
психологической теории поля, которая представляет собой метод анализа
жизненного пространства как отдельного человека, так и группы людей. Независимо
от того, какие явления находились в фокусе внимания Левина и его последователей
— механизмы запоминания, проблемы подросткового возраста, стили лидерства,
стратегии внедрения инноваций на производстве, привычки в питании или семейные
конфликты, — метод исследования жизненного пространства помогал раскрывать
новые закономерности, новые психологические явления. Таким образом, теория поля
является уникальным психологическим инструментом для понимания человека, его
мотивов, внутренних конфликтов и притязаний.
Курт Цадек Левин родился в сентябре 1890 года в городке
Могильно, расположенном в прусской провинции Позен. Теперь это территория
Польши. Население Могильно составляло пять тысяч человек. В одной из тридцати
пяти еврейских семей, проживающих в городке, и появился на свет Курт. Его отец
Леопольд Левин знал три языка, имел некоторое музыкальное образование и хорошо
вел дела, владея небольшой фермой и продовольственной лавкой. Курт родился
вторым ребенком, кроме него в семье было еще трое детей: старшая сестра Герта и
младшие братья, Игон и Фриц. Родители любили друг друга и своих детей,
уважительно относились к их мнению, в доме царила атмосфера тепла и радушия. Но
за пределами еврейской общины Курту Левину с детства приходилось сталкиваться с
холодным и жестким отношением. В одном из писем В. Келеру он описывал прусские
нравы того времени: «Стопроцентный антисемитизм наигрубейшего сорта, который
(...) воспринимался как само собой разумеющееся положение вещей не только
помещиками, но и местными крестьянами». В императорской Германии еврей не мог стать
офицером, занять место на гражданской службе или быть землевладельцем. Как
пишет его дочь, Мириам, в детстве Курт одновременно ощущал к себе положительное
отношение в семье и в еврейской общине и резкое отрицание со стороны внешнего
мира. Эта маргинальность сопутствовала ему всю жизнь.
Когда Курту исполнилось пятнадцать лет, их семья переехала в
Берлин, чтобы дети могли учиться в гимназии и получить классическое
образование. Оно включало в себя такие предметы, как математика, история,
естественные науки, латынь, греческий и французский языки. В гимназии Курт
Левин полюбил греческую философию. Лучшие отметки он получал по рисованию,
черчению, физике и математике. Невольно хочется провести параллель между его
гимназическими успехами по этим предметам и склонностью, уже будучи ученым,
изображать теоретические положения в графической форме, а также использовать
физико-математическую терминологию в области психологии. Что же касается
иностранных языков и чистописания, то по ним у Левина были лишь
удовлетворительные отметки. В будущем, когда ученый станет работать в Америке,
затруднения, связанные с языковым барьером, приведут к возникновению комичных
ситуаций.
Левин получил хорошее образование в университетах Фрайбурга,
Мюнхена и Берлина. Хотя он и начинал как студент-медик, но, по словам Мириам
Левин, через полгода возненавидел медицину и анатомию и перешел на философский
факультет. С особым интересом Курт Левин посещал курсы «Философия Канта и
немецкий идеализм», «Логика естественных наук», а также множество
психологических дисциплин. Только у профессора В. Штумпфа он прослушал
четырнадцать различных курсов по психологической тематике. В Берлине Левин
глубоко изучал физику и математику, что впоследствии сыграло роль в становлении
его теории. В то время в немецкой академической психологии доминировали методы
экспериментального исследования человеческой психики, разработанные Вильгельмом
Вундтом. Их «стерильность», изолированность от социального контекста вызывали
чувство неудовлетворения у будущего ученого.
Уже на втором году обучения в Берлинском университете Левин
решил избрать карьеру университетского преподавателя. Не самая легкая судьба,
учитывая его происхождение! В той Германии он, в лучшем случае, мог стать
малооплачиваемым приват-доцентом. Тем не менее семья Левиных поддержала такой
выбор.
В 1910 году Курт присоединился к группе студентов, активно
поддерживающих идею демократического преобразования Германии. В эту группу
входили не только студенты-мужчины, но и девушки, поскольку с 1910 года в
университет стали принимать и женщин. Левин был одним из тех, кто бесплатно
участвовал в реализации образовательной программы для взрослых рабочих. Власти
не приветствовали подобные инициативы, но и не запрещали их. Мириам Левин
пишет, что, несмотря на некоторую марксистскую направленность своей группы, ее
отец скептически относился к этой идее, полагая, что любые социальные
эксперименты должны быть хорошо продуманы.
Докторскую диссертацию по психологии Курт Левин написал под
руководством авторитетного немецкого психолога Карла Штумпфа и защитил ее 1914
году в Берлинском университете. «Под руководством» означает, что Левин
встретился со своим руководителем лишь раз (!!!) — на защите диссертации. Даже
план будущей работы (которая была посвящена исследованию взаимосвязи между
ассоциациями, волей и намерением) он передал Штумпфу через ассистента и ожидал
решения профессора в приемной. Подобные жесткие иерархические отношения
являлись нормой в условиях Германии начала века.
Время окончания работы над диссертацией совпало с началом
Первой мировой войны, поэтому Курт Левин, как и его братья, был сразу же
призван на службу в армию. В первом же бою погиб младший брат, Фриц, прикрывая
огнем свой отряд... Курт полагал, что тяжелая ситуация сплотит немцев и многие
предрассудки, в том числе и антисемитизм, исчезнут. Но, как пишет Мириам Левин,
ее отца поразило, что, несмотря на тяготы войны, антиеврейские настроения
сохранились даже в армии. Воевал Курт Левин во Франции и России. Во время
отпуска, в феврале 1918 года, он женился на своей однокурснице, Марии
Ландсберг, также докторе наук, а с августа, получив серьезное ранение, провел
восемь месяцев в госпитале.
Но и в период ожесточенных военных действий ученый не
перестает заниматься психологией. В 1917 году, во время отпуска, Курт Левин
публикует свою статью «Ландшафт войны», в которой анализирует мироощущение
солдата. Уже в этой ранней работе он использует понятия «жизненное
пространство», «граница», «направление», «зона», вошедшие впоследствии в
терминологический аппарат его топологической теории поля. Статья была посвящена
сравнительному анализу жизненных пространств солдата и гражданского человека.
Например, тенистая тропинка, огибающая живописный утес, в глазах обывателя
является идеальным уголком для прогулки или пикника, а для солдата это место,
таящее в себе опасность возможной засады.
Войну Курт Левин закончил с несколькими наградами, среди
которых была самая высокая в Германии — «Железный крест». Сразу после
демобилизации Левин вернулся на работу в Берлинский университет. В 1921 году он
становится ассистентом, а в 1922-м — приват-доцентом (т. е. лектором, который
получает зарплату в зависимости от числа студентов, присутствующих на
занятиях). В это время Левин публикует две статьи, посвященные организационному
поведению. Первая — об удовлетворенности сельского жителя своей жизнью, а
вторая — критика системы управления производством Тейлора. Левин полагал, что в
будущем каждый человек станет получать удовлетворение от своей работы, а
психологи смогут ему в этом помочь. Изучение жизненного пространства людей,
работающих на заводе, убедило Левина в необходимости учитывать при организации
труда психологическое поле каждого человека. Он писал: «Мы живем не для того,
чтобы производить, а производим для того, чтобы жить».
В 1922 году Курт Левин издает значительную для его
последующей работы статью «Понятие причинности в физике, биологии и науках,
изучающих развитие человека». Именно эта статья считается первой вехой в
создании психологической теории поля. Поскольку в то же самое время и в том же
самом месте жил создатель теории относительности Альберт Эйнштейн,
напрашивается предположение о возможном влиянии знаменитого физика на концепцию
жизненного пространства. Также известно, что друзья Левина — М. Вертгеймер и
другие — дружили с Эйнштейном. Тем не менее, как пишет М. Левин, доказательств
общения Левина и Эйнштейна в тот период времени нет. Они
несколько раз встречались позже — в Соединенных Штатах.
Концепция психологического поля, обаяние и стиль руководства
Курта Левина привлекали к нему многих студентов, в том числе и из других стран.
Впоследствии некоторые из них стали продолжателями его идей. Это — Анита
Карстен из Финляндии; Дж. Ф. Браун, Д. МакКиннон, Д. Эдамс и Д. Кларк и др. из
Соединенных Штатов; Т. Дембо, Г. В. Биренбаум, Б. Зейгарник, М. Овсянкина — из
России; а также студенты из Японии. Общению со студентами Курт Левин всегда
уделял особое внимание и в течение всей жизни поддерживал отношения со всеми
своими учениками, в какой бы стране они ни жили. Он регулярно организовывал
встречи в форме дискуссий, которые проходили в «Шведском кафе», расположенном напротив
Берлинского психологического института. Именно там рождались идеи многих
экспериментов, прославивших впоследствии как учителя, так и учеников. Одной из
особенностей Левина, которую отмечают все, кто с ним работал, была способность
«переводить» повседневные наблюдения в реальные исследования. Однако эксперименты Курт Левин проводил всегда на основе теоретических
выводов. «Нет ничего практичнее хорошей теории» — наверное, наиболее часто
цитируемая его фраза.
Курта Левина отличала высокая эрудиция в самых различных
областях человеческого знания: биологии, физике, математике, искусстве и
литературе. Но на первом месте всегда была психология. Он был влюблен в эту
науку и мог рассуждать о ней в самых неподходящих для этого условиях. Очень
часто озарения заставали Левина в неожиданных местах: на улице или в ресторане.
Тогда он, к удивлению находящихся рядом людей, доставал блокнот и что-то
сосредоточенно записывал, не обращая ни на кого внимания. Ученый часто
повторял: «Наука не терпит лени, недобросовестности и глупости». Много времени Курт Левин уделял работе со своими учениками.
Эксперименты, проведенные ими под руководством Левина и получившие впоследствии
всемирную известность, были всего лишь частью дипломных работ!
Семейная жизнь Курта Левина не стала такой же светлой, как у
его родителей. Брак с Марией Ландсберг был омрачен периодами затяжных
конфликтов. Возможно, именно благодаря этому этапу своей жизни Левин написал
интересную статью «Предпосылки супружеских конфликтов». В 1919 году у Левиных родилась дочь Эстер Агнес, а три года спустя — сын
Фриц Рувен. Мальчик родился с травмой тазобедренных суставов, которая требовала
серьезного хирургического лечения и ношения гипсовой повязки. Курт Левин
сконструировал специальную тележку, которая помогала бы Рувену двигаться в
период реабилитации. Но из-за тяжелой родовой травмы сын ученого рос с
задержкой развития и не мог учиться по обычной школьной программе. Частые
семейные конфликты привели к тому, что в 1927 году Курт и Мария развелись.
Когда нацистское давление на евреев усилилось, бывшая жена Левина эмигрировала
с детьми в Израиль. Об эмиграции в то время размышлял и сам Курт. Спустя два
года, в 1929 году, Левин женился вторично — на Гертруде Вайсс. Первый их
ребенок родился мертвым. В 1931 году родилась дочка Мириам, а в 1933-м — сын
Дэниел.
Как и ряд других исследователей личности, Левин считал, что
человек — это сложное энергетическое поле, динамическая система потребностей и
напряжений, которая определяет и направляет восприятие и действия. Концепция
теории поля непроста для понимания. Сам Курт Левин писал, что «...психологи,
которые, подобно мне, многие годы придерживались теории поля, так и не смогли
сделать ее сущность достаточно ясной. Единственное оправдание этому я вижу в
том, что задача очень непроста. ...К тому же понять вещи, подобные теории поля,
и овладеть ими можно только на практике». Поэтому склонность
Левина описывать психологические явления посредством рисунков и схем являлась
значительным подспорьем в понимании его теории. Возможно, свойственный ему
визуальный (связанный со зрительными образами) стиль мышления способствовал созданию
изображения жизненного пространства в форме эллипса. Сам же человек был
представлен в форме круга, расположенного внутри эллипса. Именно эти эллипсы (а
ученики Левина называли их «яйцами (картофелинами) Левина») некоторые психологи
ассоциируют с самой теорией психологического поля.
|