Йога делится
на два направления: во-первых, она охватывает практически всю практику религии
и аскезы в Индии, к ней относятся медитация, физические упражнения и священные
песнопения. Во-вторых, йога — это особая школа индийской философии; ее
основоположником и систематизатором считается Патанджали. Впервые йога
упоминается в древнеиндийских Ведах, самом древнем из известных литературных
источников. Корни йогической практики, без сомнения, уходят вглубь индийской предыстории.
На санскрите
слово йога обозначает «соединять»
или «объединять». Цель йогической практики в самореализации, возможной, когда
сознание объединяется со своим источником — «я». Один из классиков-экспертов
йоги писал: «Йога — это самадхи (samadhi) — экстаз, или просветление». Другое
значение слова «йога» — «метод». Йога ставит цель объединить сознание с самим
собой и включает различные техники, способствующие достижению этой цели. В этом
смысле йога является технологией самореализации или экстаза.
В целом йога
включает все систематические учения, направленные на самореализацию через
успокоение психики и сосредоточенности сознания на самом «я» — бессмертной
неизменной сущности всех людей.
Корнями йога
уходит к праиндийской культуре. Это очень важная часть богатого и сложного
индийского культурного наследия, охватывающего сотни различных традиций и
священных текстов. Все они опираются на Веды.
Первоначально
Веды передавались устно — от учителя к ученику — в течение многих веков. Самые
ранние Веды датируются 2500 г. до н. э. Веды делятся на четыре части. Самая
древняя — ведические гимны саяхиты, в которых излагаются основы сложных
философских концепций индуизма. Второй раздел брахмана описывает ритуалы и жертвоприношения; считалось, что для
благополучной и счастливой жизни необходимо исполнять продолжительные и сложные
ритуалы. Третий раздел — о созерцании и внутренней правде, содержит лесные
трактаты араньяки, написанные для аскетов, живущих в
лесах. Последняя часть — упанишады, или веданта, дословно: «конец вед», в котором
рассказывается о цели самопознания. Веды формируют базис для всей последующей
индийской мысли и философии.
В ведический
период йога близко соприкасалась с шаманизмом. Ранние йоги придавали большое
значение мастерству экстатического транса, так как считалось, что с помощью
суровой аскезы йоги приобретают сверхъестественные силы. Они верили в то, что человек, обладающий высочайшей самодисциплиной и способный
умерщвлять свою плоть, может заставить богов исполнять свои просьбы.
Применение аскезы и самоконтроля остается главной частью йоги и сегодня.
«Веди меня
от небытия к бытию. Веди меня от тьмы к свету. Веди меня от смерти к
бессмертию» (Брихадараньяка Упанишада. I: III, 28.).
Аскеза
Общие принципы
Самое
простое и в то же время наиболее трудное в аскетической практике — не
удовлетворять свои желания: например, если вы голодны — голодайте. Если любите
поспать — ограничьте время сна. Отказ от мелких
удовольствий и удобств — важная часть самодисциплины. Если вы обычно
встаете в 8 часов утра, попытайтесь подниматься в 6 или 7. Если любите спать на
мягкой удобной кровати — спите на тонком матрасе, на полу.
К этой
практике следует подходить с некоторой осторожностью. Побочный эффект аскетизма
— усиление гордости и самовлюбленности. Гордость
своими достижениями, гордость от переносимых страданий, мазохистское удовольствие
от аскезы ради нее самой — все это показатели участия вашего эго в процессе аскезы.
Следует остерегаться чрезмерных ограничений. Это также есть проявление эго, оно
может нанести вам физический или психический ущерб.
Голодание
Короткие
голодовки — отличный способ поупражняться в аскетизме. Можете попробовать
специально пропустить обед, ужин или и то, и другое. Однодневное голодание
будет нетрудно для любого здорового человека. Пейте большое количество воды.
Если ощущаете голод, выпейте апельсинового сока. Очень хорошо голодать один
день в неделю. Во время голодания вы сталкиваетесь с необходимостью преодолеть
искушение и настроить свою волю против желания поесть.
Молчание
Молчание
также входит в традиционную практику йоги. Попробуйте в течение нескольких
часов молчать в одиночестве или в кругу друзей, которые понимают ваши
намерения. Проведите день в молчании. Носите
с собой бумагу и карандаш, чтобы, если понадобится, сообщать что-то письменно.
Понаблюдайте за собой и окружающими, за своей реакцией на чужие разговоры.
Попытайтесь преодолеть свою потребность активно общаться. Попытайтесь просто
«быть» молча.
|