Платон подчеркивал, что между 30 и 35 годами
каждый должен был жениться. Брак входил в общественные повинности граждан.
Отказ от женитьбы, по Платону, - преступление. "Пренебрегающий этой
обязанностью должен был ежегодно платить налог, чтобы не воображал, что жизнь
без брака удобна и выгодна". Такие же воззрения были и в Древнем Риме.
Отсюда поговорка тех времен: "Надо взять супруга для рождения детей".
В древнеримской цивилизации свобода сексуальности приобрела необыкновенный
размах, хотя лежавшая в ее истоках культура была пронизана духом строгости и
режимных предписаний. Но последовавший расцвет богатства империи привел к разложению
нравов. До- и внебрачные сношения стали повсеместными явлениями,
целомудренность и стыдливость - "пережитками прошлого", а разводы и
извращения подлинным бедствием. Громадный интерес для исследователей истории
половых отношений представляет культура Древней Индии. Среди "пособий по
любви" и по настоящее время представляет интерес написанная в первых веках
нашей эры "Камасутра" (кама - любовь, сутра - суть, нить основы).
Этот труд содержит подробности в рекомендациях любовной игры, поведении в
первые дни супружеской жизни и т.д. Книга учит, как заботиться о наслаждении
супругов. Христианские принципы достаточно полно изложены в Библии. Религией
определялись основы гигиены, воспитания, отношение к родителям, наказание за
супружескую неверность, потерю девственности. Семья была основой общества и
идеалом. Целибат (безбрачие) считался позором и аномалией. Холостяк не
признавался мужчиной. Браки, заключенные в раннем возрасте, приветствовались. Обратимся
теперь к средневековой Европе эпохи феодализма. Господство христианской
религии, которая тщательно регламентирует отношения между полами как в семье,
так и вне ее. Сексуальная жизнь расценивалась как нечто нечистое, греховное.
Торжествует принцип аскетизма, хотя полный запрет на половую жизнь не
налагается - необходимо ведь продолжение рода. Абсолютное подчинение
сексуального влечения собственной воле рассматривалось как высшая ступень
совершенства личности. Монахи, служители культа унижают женский пол.
"Женщина, - писал один из них, - это сладкий яд, причиняющий вечную
смерть. Она факел сатаны. Она ворота, через которые входит дьявол". Демонологическое
отношение к сексуальности человека в целом и к женщине, в частности, как к
искусительнице и пособнице дьявола, получило свое крайнее выражение в сожжении
"ведьм". Поводом для процесса над ведьмами были во многих случаях
психические аномалии жертв, а чаще всего сексуальные. Сжигали, топили тысячи
девушек и женщин, подозревавшихся в сношении с дьяволом. Помимо традиций,
закона и религиозных предписаний, охраняющих сексуальную "чистоту",
стали появляться индивидуальные средства защиты - пояса добродетели. С XII до
XIX века появилась масса их вариантов, вплоть до самых изощренных, закрывающих
даже задний проход. Одной из последних "новинок", пожалуй, следует
признать предложенный в 1903 году в Германии некоей Эмилией Шефер вариант пояса
добродетели с замком и ключом. Феодал лично определял будущих супругов, когда
парню исполнялось 18 лет, а девушке - 14. Таким же образом решалась судьба вдов
и вдовцов. Феодал располагал правом первой брачной ночи. Фактически он мог
привести к себе в спальню любую крестьянку. Семья феодала господствовала над
семьей крепостного. А в семье крепостного "феодалом" был уже сам
крепостной. Над женщиной ярмом висел страх перед властью ее отца, супруга и
свекрови. Конечно же жена феодала располагала собственной свитой, прислугой,
пажами и реализовывала свою сексуальность нередко по своему усмотрению. Но
далеко не всегда. Часто в этом доме тиранствовал супруг. Со временем, кроме
браков, заключенных по обязанности или по расчету, стала постепенно расцветать
так называемая средневековая рыцарская половая любовь. Рыцарская любовь
"на всех парусах" устремилась к нарушению супружеской верности и
моральных норм брака. Но в то же время это не античная любовь, которая являлась
более чувственной, плотской, похотливой, а рыцарская - более духовная,
эмоциональная и платоническая в определенном смысле. Эпоха Возрождения подняла
на новую высоту идею гуманизации общества, идею целостности человека, его
физических и духовных потребностей. Ренессанс реализовал среди наиболее
культурных слоев самое благородное углубление и одухотворение страсти,
великолепное соединение красоты созерцания с наслаждением. В это время
появляются идеи одинаковой значимости мужчин и женщин, равенства полов. В более
поздние годы продолжают облагораживаться и утончаться компоненты любви. Это
связывается с развитием социальной жизни, искусства, культуры, гуманизма и
науки. Своеобразием отличалась викторианская эпоха в Англии (XIX- начало XX
в.). Викторианство своими корнями уходит в христианскую мораль. Во время
королевы Виктории (1837-1901) в стране были широко распространены
сексуально-этические ограничения, развилась двойная мораль (общественно
зафиксированные различия мужчин и женщин). Установка - благовоспитанные дамы не
шевелятся - предлагала "женщинам из общества" отдаваться пассивно,
обездвиженно, без эмоций, вплоть до сокрытия оргастического переживания и уж
без каких бы то ни было чувственных порывов (в постели, как в великосветском
ритуале). Это было связано с толкованием христианской морали, нормы которой,
как известно, осуждают любые сексуальные проявления, не связанные с
продолжением рода.
Муж с женой ложатся спать.
Перед сном муж стал исполнять свои супружеские обязанности. Внезапно он
остановился и спросил:
- Дорогая, я, случайно, не
сделал тебе больно?
- Нет, но почему ты так решил?
- Просто ты сейчас
пошевелилась.
По викторианскому идеалу джентльмен в
определенном возрасте влюбляется, делает предложение руки и сердца, идет под
венец, а уж потом во имя продолжения рода время от времени совершает половой
акт со своей супругой, сохраняющей полную невозмутимость. В течение столетий
идеалы аскетизма насаждались авторитетом церкви, стремившейся подавить у людей
сексуальные проявления и методично добивающейся этого различными мерами устрашения.
Однако по мере распространения научных знаний в сфере физической любви
поддерживать в людях этот страх становилось все труднее. Авторитет религии в
вопросах пола пошатнулся, на смену ему приходит авторитет науки.
|